Главная » Статьи » Школа начинающего радиолюбителя |
==================================== Далее, готовим раствор для проявки фоторезиста. Как я уже говорил, для этого нужно применять кальцинированную соду (не надо устраивать "танцев с бубнами” и пользоваться средствами для очистки труб, клеями и т.д.). Пропорции раствора – 1 чайная ложка с верхом кальцинированной соды на поллитра воды. Если вы переборщите, ничего страшного. Практикой проверенно, что процесс проявки нормально проходит и в более концентрированном растворе. Процесс переноса заключается в засветке ультрафиолетовыми лучами прозрачных частей рисунка через кальку (бумагу, пленку) на фоторезисте, при этом при его проявке засвеченные участки закрепятся и останутся на плате, а не засвеченные участки будут смыты, обнажая слой фольги. Как это делается: – вырезаем по контуру заготовку на кальке; – вырезаем заготовку из текстолита с фоторезистом размером на несколько миллиметров больше (во все стороны) размера кальки (если калька будет ложиться на края текстолита, который после резки имеет неровности, то вполне возможно ее отслаивание, что не допустимо); – капаем несколько капель подсолнечного масла на текстолит (предварительно сняв защитную пленку с верхнего слоя фоторезиста) и размазываем его по всей поверхности, тоже самое проделываем и с калькой (масло размазываем со стороны тонера). Все это проделываем в затемненном месте Для чего это нужно. Первое – обеспечить плотное соприкосновение кальки и текстолита, второе – калька становиться более прозрачной, что благоприятствует лучшему прохождению через нее ультрафиолета (для прозрачной пленки в этих целях используется вода); – накладываем распечатку платы тонером вниз на фоторезист и салфеткой разравниваем ее на плате, удаляя излишки подсолнечного масла. В результате калька должна плотно прилегать к фоторезисту (наличие воздушных пузырьков, помятостей – не допустимо); – выходим на Солнце и подставляем плату перпендикулярно солнечным лучам, наблюдаем за процессом. Сколько времени нужно засвечивать фоторезист сказать не возможно, все зависит от внешних факторов. Поэтому проделываем этот пункт без оглядки на время, а доверяясь только своим глазам. Первоначально фоторезист имеет темно-стальной оттенок, по мере засветки цвет его будет меняться в сторону темно-фиолетового. Так вот, как только вы заметили начало изменения цвета фоторезиста ждете еще около одной минуты и на этом процесс прекращаете. Фоторезист не критичен к времени засветки. В ходе эксперимента с имеющимся у меня фоторезистом время засветки продолжалось в течении пяти минут с интервалом между участками засветки – 30 секунд. После проявки выяснилось, что участок, который засвечивался 30 секунд и участок, который засвечивался 5 минут получились одинаково хорошо. Но все равно, перебарщивать со временем засветки не стоит. Если у вас не очень качественный отпечаток (слабый слой тонера) то при длительном времени возможны засветки фоторезиста и через слой тонера. После этого опускаем заготовку платы в раствор кальцинированной соды и бултыхаем ее в нем. Через несколько минут не засвеченный слой фоторезиста сойдет. Далее промываем плату в проточной воде и травим ее обычным для вас способом. Оставшийся после травления слой фоторезиста быстрее всего счистить каким-нибудь подручным твердым инструментом (деревянной лопаткой). Вот такой результат у нас должен получиться: Теперь мы с вами сделаем с платой то, что еще не делали – залудим ее. Что для этого необходимо: – пищевая лимонная кислота; – ватный тампон, закрепленный на конце какого-либо предмета; – сплав "Розе” или аналогичный; – кастрюля; -перчатки или варежки. Серебристые капли на фотографии – это сплав "Розе”, применяется для лужения плат. Температура его плавления около 90 градусов Цельсия. Его можно найти, достать, купить, заказать по интернету (или его аналог с температурой плавления менее 100 градусов). После этого сверлим отверстия и наносим слой "шелкографии” на плату со стороны деталей. Как это делать я рассказывал в предыдущих занятиях. Перед нанесением "шелкографии”, после сверловки отверстий, сторону деталей необходимо зашкурить нулевкой. Сторону с печатными проводниками трогать не надо. При нанесении "шелкографии” припой расплавить и аккуратно растечется вокруг отверстий, обеспечивая сводный доступ к ним.
Источник: http://radio-stv.ru/?page_id=3827&page=4 | |||
Просмотров: 3640 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |